День французского кино Фильм Прощай

После съемок в Poikkeistila минуло почти 2 года. В 2008 году я вновь начал приобщаться к театру, в молодежной студии над нами ставит эксперимент режиссер В.Древицкий. Сценарий будет построен на импровизации в рамках психодрамы. Что такое психодрама, какая связь между проститутками Вены 1920-х годов и современными течениями в театре вы когда-нибудь обязательно узнаете. А пока предлагаю вашему вниманию рассказ про один день съемок во французском кинофильме "Прощай", отдельные сцены которого снимались в Хельсинки.

Фильм "Прощай", судя по размаху, может стать заметным явлением в мире кино в 2009 году. Собран боеспособный коллектив, а 30 млн.евро бюджета станут гарантией технического и натурного качества картины.

Ингеборга Дапкунайте о фильме "Прощай"

Расскажите, пожалуйста, про фильм, в котором вы сейчас снимаетесь!

- Он называется "Прощай". Снимает его французский режиссер Кристиан Карион – он снял фильм "Счастливого рождества", за который получил кучу призов. А наш фильм про героя, которого играет Эмир Кустурица, - полковника КГБ, который решил сдать французам всякие разные секреты. И француз, которому он их сдает, является инженером. Это происходит в 1980-х годах. Француза играет Гийом Кане, а я играю жену Эмира. Это такая шпионско-психологическая драма – затрудняюсь определить жанр. У обоих героев есть своя семья. Другие герои фильма - такие политические деятели, как Рейган, даже Горбачев. После этого время близится к перестройке. Все будет ясно после монтажа.

- А какова ваша героиня?

- У нее есть сын, и зовут ее, конечно же, Наташа – очень популярное русское имя в иностранных картинах.

- Что вы думаете об актерском таланте Эмира Кустурицы?

- Великолепный партнер! Нам работалось очень здорово и творчески, и человечески. У нас остались замечательные отношения. И режиссер Кристиан Карион, и группа были замечательными, это является частью таланта режиссера - собрать людей, которые будут соответствовать каким-то человеческим качествам. Я не могла дождаться, когда начнутся съемки!

- Съемки в Париже проходили?

- В Париже, в Киеве. В Харькове они до сих пор проходят. Это очень интересный фильм – там занимательный сюжет, детектив - и это вместе с тем человеческие отношения. Эта картина - не то чтобы что-то совершенно новое. Просто, понимаете, каждый пишет и рассказывает свою историю. Я всегда склонна была думать, что картина создается на разных этапах и каждый может ее изменить. Что будет на монтаже - неизвестно. Мы наснимали кучу материала, и что Кристиан с ним сделает, я пока не знаю.

- Когда же премьера?

- Премьера весной! (2009 года)

Полноценного кастинга для этого фильма у меня не получилось, мне позвонили и сказали, что есть французский фильм, есть некий режиссер, который завтра куда-то улетает, но которому нужны русские актеры. Не было времени учить какие-то тексты, я просто пришел и встретился с человеком, которого звали Кристиан. Высокий, лобастый, склонный пошутить француз, который говорил на английском спрашивал меня в основном о биографических данных и театральном опыте. Рассмешил я его, когда потребовал (в шутку, конечно), чтобы в графу, где указывается мой рост (178 см) внесли уточнение, мол, этот рост действителен только утром. Начал он рассказ с того, что фильм-то оказывается про КГБ и ЦРУ, что точка зрения автора нейтральна. Особо подчеркнул, серьезно глянув на меня, что это НЕ АМЕРИКАНСКОЕ кино, что экшна и стрельбы не будет.

Режиссер На что я резонно сказал: "Ок, но если надо я смогу кого-нибудь пристрелить". Тупая шутка насторожила француза. "Зря сказал", - подумал я. А он и говорит: "Ты в армии служил?". Памятуя о военной подготовке в институте, я сказал, конечно, да. Впечатление от разговора, в целом, было положительное, я почувствовал, что режиссеру нужно свежее "мясо". Потом уже выяснилось, что этот Кристиан и Christian Carion одно лицо.

С чего начинаются съемки? С картинки в твоем Букваре. Шутка. На самом деле с переодевания и грима. В этот раз я грима не заслужил, видимо моё лицо идеально вписывалось в концепцию московского мента 1980-х годов. Вот так пришлось стать милиционером. Это, видимо, династическое. Центр Хельсинки был перекрыт, вся киногруппа сконцентрировалась прямо за Кафедральным Собором возле Senaatintori (Сенатская площадь). Мы, я и мой начальник по роли, капитан милиции Евгений Хаукка, прибыли на место дислокации - все события вращались возле милицейского поста, мимо которого должен был выехать со двора главный герой, тот самый французский инженер о котором говорила Дапкунайте. В мою задачу входило сделать лицо мента и сделать отметку в журнале. Подозрительные иностранцы, разумеется, должны быть на жестком контроле, только таким образом в стране можно навести порядок и купировать распространение венерических заболеваний в городе.

Иностранец этот, честно скажу, на меня впечатления не произвел. Ему нужно было на русском (вызубрил с нескольких попыток) произнести пару фраз. Короче, он возбухал отчего я его не зарегистрировал в журнале прошлой ночью. Причем жаловался моему начальнику, товарищу капитану. Я натурально мог потерять хлебное рабочее место в будке возле посольства.

Guillaume Canet Международный конфликт. Написано это быстро, а длилось пару часов. Из которых оставят, думаю, секунд 15-20. Возбухающий по мелочам француз Пьер, оказался Guillaume Canet (Гийом Кане). Если бы не он, я бы врядли стал искать фильм "Видок" и смотреть эту картину. Оказалось, первое впечатление иногда подводит.

Один момент мне, не скрою, особенно памятен. Мне бы не хотелось, чтобы в результате монтажа, пострадал эпизод с коньяком. Дело в том, что по замыслу режиссера инженер преподносит капитану бутылку французского коньяка. Чтобы его данные внесли в журнал, дабы не иметь проблем с КГБ и так далее. Это, в принципе, вписывается в систему взаимоотношений не только 1980-х годов. Тем более, что коньячок-то явно хороший, фигурная бутылочка, запечатанная красным сургучом. Капитан Евгений, и мы его понимаем, хотел оставить бутылку себе. В реальности так бы и произошло. Но случилось чудо и режиссер сказал, что напиток должен быть передан мне (!). Я остался стоять с журналом в одной руке и коньяком в другой, а капитан уехал. А вот после этого, имхо, была импровизация и я позвал к себе в будку товарищей для срочного дела. Вот этот кусочек мне было бы очень интересно увидеть.

Общая обстановка на съемках была вполне дружественной, меня, уже порядком офиневшего, конечно удивили проявления чувств между французами. Помню, пришла одна женщина, отвечает за костюмы, кажется. Так вот, пока она не перецеловалась и не переобнималась с каждым французом она не начала работать. Да и Гийом после каждого даже неудачного дубля так реагировал, как реагирует финн выигравший золото в Формуле 1. После же удачного дубля он просто запрыгнул на режиссера со счастливым криком (непереводимо). Не, я во Франции жить не смог бы. На театр темперамента бы хватило.

Руслан Суси, 9.12.2008

Кино французское
Капитан Евгений Хаукка и постовой Руслан Суси. Москва, 1981 год